21 октября – в субботу в селе Джолтай.
Перед сельской часовней
состоялась богослужения
в память жертв голодовки.
Гагаузского народа 1946 - 1947 годов.
Панихиду провел настоятель храма, протоирей Николай Димчиогло, совместно с прихожанами храма,
были вознесены молитвы и зажиганием свечей в память о безвинно погибших.
По спискам о смерти по примэрии села Джолтай за период 1945 – 1947 в период голода, умерло более 800 джолтайцев. Эта цифра составляет почти половину населения, так как в селе тогда проживало 1800 человек.
«Голод и жертвы голодовки – это отдельная рана, которая не заживет никогда.
19 октября День жертв голода в Гагаузии!
В жизни каждого народа есть сложные времена. Для гагаузов таким периодом стал печальный 1946 год. В период 1946 – 1947 годы, от голода погибло более двадцати пяти процентов жителей гагаузских сел. Эта трагедия нашего народа до сих пор живет в воспоминаниях и передается из поколения в поколение.
За отсутствием нормальной пищи люди питались разными травами (некоторые виды трав были ядовиты, и люди получали тяжелые отравления), ели корни деревьев, виноградные выжимки («джибря»), даже опилки для многих было спасением. Многие ели жмых (макуху), внутренности стеблей подсолнуха. Отваривали и ели кожаные ремни, ботинки и высохшие постолы. Были съедены все свинье и коровьи шкуры. Ловили и употребляли в пищу сусликов, собак, кошек и т.д
«На дворе был январь 1947 года, по улицам села ежедневно на санях и в телегах везли на кладбище окаменевшие на морозе тела, и закапывали в одну общую яму, некоторых «теряли» по дороге, и они лежали в снегу до весны». Церковь была закрыта, священика в селе не было. Людей хоронили без молитвы: ни прощального слова, ни поминальной свечи, не по-христиански.
По словам очевидцев, местные активисты повсюду рыскали в поисках зерна. Специальным острым предметом под названием «шиш» тыскали в землю , подпол, «паты» и т.д и, находя хлебные запасы крестьян, отбирали все до последнего зернышка, абсолютно не задумываясь о последствиях. Такие репрессивные методы привели к тому, что крестьяне оставались без хлеба и в результате были вынуждены войти в зиму 1946 – 1947 годы без обычных запасов еды.
Лишать людей средств к существованию – уже преступно, но еще более кощунственно было то, что отобранная пшеница подчас оставалась не использованной, она гнила в буртах на станциях, «Заготзерно». Известно много случаев, когда за несколько колосков с поля, за несколько килограмм украденного с бурта зерна, которое портилось, жестоко наказывали, зачастую лишали людей свободы до 10 лет.
По спискам о смерти по примэрии села Джолтай за период 1945 – 1947 в период голода, умерло более 800 джолтайцев. Эта цифра составляет почти половину населения, так как в селе тогда проживало 1800 человек.
«Голод и жертвы голодовки – это отдельная рана, которая не заживет никогда.
Sizi, kimi aldi aaclik cansiz,
Unutmeeriz, aniriz her zaman.
Ilin olsun sizin topraciiniz.
Biz bas iildeeriz can acisindan.
…дети, плача хлеб просили,
нет страшней пытки такой…
Список старожилов села Джолтай, пережившие голод 1945 – 1947
«…,
Горем вспомним своим
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
( Р. Рождественский)